Неточные совпадения
Черства душа
крестьянина,
Подумает ли он,
Что дуб, сейчас им сваленный,
Мой дед рукою
собственнойКогда-то насадил?
Оказалось, что гражданин, проезжая на паре
собственных лошадей, переломил
крестьянину ногу, помял ребра и причинил сотрясение мозга, вследствие чего
крестьянин Алексей Ухов, ломовой извозчик, — помер.
Он лег на спину и заложил обе руки под голову. Илья Ильич занялся разработкою плана имения. Он быстро пробежал в уме несколько серьезных, коренных статей об оброке, о запашке, придумал новую меру, построже, против лени и бродяжничества
крестьян и перешел к устройству
собственного житья-бытья в деревне.
Но Эссен, недовольный ни
собственной чистой совестью, ни страхом несчастного
крестьянина и желая, вероятно, искоренить in Russland [в России (нем.).] взятки, наказать порок и поставить целебный пример, — написал в полицию, написал губернатору, написал в рекрутское присутствие о злодейском покушении старосты.
Действительно, у него было
собственных пятьдесят душ
крестьян, купленных на имя прежнего владельца.
Во всяком случае, как только осмотрелась матушка в Заболотье, так тотчас же начала дело о размежевании, которое и вел однажды уже упомянутый Петр Дормидонтыч Могильцев. Но увы! — скажу здесь в скобках — ни она, ни наследники ее не увидели окончания этого дела, и только крестьянская реформа положила конец земельной сумятице, соединив
крестьян в одну волость с общим управлением и дав им возможность устроиться между собою по
собственному разумению.
Эти поездки могли бы, в хозяйственном смысле, считаться полезными, потому что хоть в это время можно было бы управиться с работами, но своеобычные старухи и заочно не угомонялись, беспрерывно требуя присылки подвод с провизией, так что, не будучи в
собственном смысле слова жестокими, они до такой степени в короткое время изнурили
крестьян, что последние считались самыми бедными в целом уезде.
Отец уважал труды
крестьян, с любовью говорил о них, и мне было очень приятно его слушать, а также высказывать мои
собственные чувства и детские мысли.
Я остановился у Лукьяныча, который жил теперь в своем доме, на краю села, при самом тракте, на
собственном участке земли, выговоренном при окончательной разделке с
крестьянами.
Закон требовал, чтобы три дня в неделю
крестьянин работал на помещика, а остальные три дня предоставлял ему для
собственных работ.
Но выжимать сок из
крестьян Ошмянскому удалось только в течение первых двух лет, потому что после этого на селе пришли в совершенный разум свои
собственные евреи, в лице Астафьича, Финагеича и Прохорыча, которые тем легче отбили у наглого пришельца сосательную практику, что умели действовать и калякать с мужичком по душе и по-божецки.
Торгуют
крестьяне гвоздями, вытаскиваемыми из стен
собственных изб, досками, выламываемыми из
собственных клетей и ворот, сошниками
собственных сох, а равно находимыми на дороге подковами. Все сии товары сбываются ими местным Финагеичам в обмен на водку.
— Да замолчи, Христа ради… недобрый ты сын! (Арина Петровна понимала, что имела право сказать «негодяй», но, ради радостного свидания, воздержалась.) Ну, ежели вы отказываетесь, то приходится мне уж
собственным судом его судить. И вот какое мое решение будет: попробую и еще раз добром с ним поступить: отделю ему папенькину вологодскую деревнюшку, велю там флигелечек небольшой поставить — и пусть себе живет, вроде как убогого, на прокормлении у
крестьян!
И вот раз он зашел на гумно; поговорив с мужичками о хозяйстве, хотя сам не умел отличить овса от пшеницы, сладко потолковав о священных обязанностях
крестьянина к господину, коснувшись слегка электричества и разделения труда, в чем, разумеется, не понимал ни строчки, растолковав своим слушателям, каким образом земля ходит около солнца, и, наконец, совершенно умилившись душой от
собственного красноречия, он заговорил о министрах.
Весь околоток трепетал его;
крестьяне, не только его
собственные, но и чужие, бледнели при одном его имени; даже помещики — и те пожимались, когда заходила об нем речь.
Наконец, прочитав
собственными глазами письмо сына и убедясь, что дело не подлежит сомнению, огорчился не на шутку; отменил приготовленное
крестьянам угощение, не захотел сам писать к невестке и сыну, а велел только поздравить роженицу с животом и дочерью, да приказал назвать новорожденную Прасковьей в честь любимой своей сестры Прасковьи Ивановны Куролесовой.
В этом уезде уже мало оставалось земель, принадлежавших башкирцам: все заселялись или казенными
крестьянами, которым правительство успело раздать земли, описанные в казну за Акаевский бунт, [Акаевский бунт — одно из крупнейших восстаний башкирского народа, вспыхнувшее в 1735 году под предводительством Акая.] прежде всеобщего прощения и возвращения земель отчинникам-башкирцам, или были уже заселены их
собственными припущенниками, или куплены разными помещиками.
Он откапывал для них, где только мог, средства и вакации и всюду втирал их, давая родителям деньги на дорогу из
собственного кармана; добавлял жалованья чиновникам опек, строго следил за ревизиями попечительских отчетов, но в то же время вел нескончаемые войны с дворянами за
крестьян.
При большом внимании к хозяйству
крестьян княгиня Варвара Никаноровна очень скоро привела свои
собственные дела в такое блестящее состояние, что почиталась самою богатою женщиной в губернии.
Церковных же своих
крестьян княгиня сама разделила по седмицам, чтобы каждый мог свободно говеть, не останавливая работ; следила, чтоб из числа их не было совращений — в чем, впрочем, всегда менее винила самих совращающихся, чем духовенство. О духовенстве она, по
собственным ее словам, много скорбела, говоря, что «они ленивы, алчны и к делу своему небрежны, а в Писании неискусны».
В просторном доме одного богатого ландсмана [Ландсман — зажиточный
крестьянин, имеющий
собственную землю.
По отношению образования крепостных людей, отец всю жизнь неизменно держался правила: всякий
крестьянин или дворовый по достижении сыном соответственных лет обязан был испросить позволения отдать его на обучение известному ремеслу, и бывший ученик обязан был принести барину на показ
собственного изделия: овчину, рукавицы, подкову, полушубок или валенки, и только в случае одобрения работы, отцу дозволялось просить о женитьбе малого.
Силантий, как оброчный
крестьянин, а следовательно, наблюдавший только за
собственными своими барышами, почел выгоднейшим отослать сына в соседнюю деревню на фабрику, а для обработки тощей, плохо удобренной земли своей нанял батрака.
Анатоль, хранивший свято юные мечты студентского периода, хотя и удовлетворялся
собственным одобрением за благородное биение сердца и искренним желанием освобождения
крестьян, тем не менее все благородные симпатии его были за Польшу, на которую он шел врагом, палачом, слугой деспотизма [Я рассказываю здесь план моей повести так, как он складывался в моей голове.
В своем крайнем развитии оно переходит опять в излишнюю угодливость, робость, боязнь
собственного мнения, — и это мы нередко видим в наших
крестьянах, которых вообще все обстоятельства жизни так и ведут к пресловутому смиренномудрию славянофилов.
Иначе и быть не может: если б он говорил правду, он тем самым признавал бы над собою их власть; если б он их не обкрадывал (заметьте, что со стороны
крестьянина считают покражею утайку части произведений
собственного труда), он тем самым признавал бы законность их требований, права помещиков и справедливость судей.
Он обладал твердой волей, неизменною правдивостью, практическою сообразительностью, он требовал только должного (по крайней мере согласно его понятиям); он благодетельствовал
крестьянам в голодные годы, рассуждая, что благосостояние
крестьян есть вместе и его
собственное благосостояние.
Багров сделал то же самое с своими
крестьянами, по тому же расчету
собственных выгод.
И этого мало: откупщики находят средство скрыть от
крестьян постановления правительства относительно откупа и, выведши мужиков из терпения, стараются представить их требования в виде бунта, свои же
собственные поступки умеют очень ловко скрыть при посредстве подручных людей.
Набеги разбойников и нередко бунтовавших инородцев, нескончаемые поземельные тяжбы, а больше всего непорядки, возникшие с тех пор, как люди из хороших родов перестали сидеть в настоятелях обители Всемилостивого Спаса, а в монахи начали поступать лишь поповичи да отчасти
крестьяне, отъем населенных не одною тысячью
крестьян имений — довели строенье князя Хабарова до оскуденья; затем в продолжение многих десятков лет следовал длинный ряд игумнов из поповичей, как всегда и повсюду, мало радевших о монастырских пользах и много о
собственной мамоне и кармане.
Он кончил очень некрасной долей, растратив весь свой наследственный достаток. На его примере я тогда еще отроком, по пятнадцатому году, понимал, что у нас трудненько жилось всем, кто шел по своему
собственному пути, позволял себе ходить в полушубке вместо барской шубы и открывать у себя в деревне школу, когда никто еще детей не учил грамоте, и хлопотать о лишних заработках своих
крестьян, выдумывая для них новые виды кустарного промысла.
— В осадном положении! — повторил Гаярин. — Это остроумно, но парадоксально!.. Ведь и я, князь, безвыездно прожил около пятнадцати лет в деревне… И с мужиками не один куль соли съел, а до таких отчаянных итогов, как вы, не дошел… Мы ладим и до сих пор и с бывшими
собственными крепостными, и с другими соседскими
крестьянами.
Вся жизнь ее, все интересы были в работе, неудачами завода она болела как
собственными, все силы клала в завод, совсем так, как рачительный
крестьянин — в свое деревенское хозяйство.
Гуммельсгофские
крестьяне водили меня на место, где будто бы похоронен какой-то римский рыцарь.], который столько лет спит на высотах гуммельсгофских под баюканье лесов; всего на все разрыл я
собственными руками в полночные часы одиннадцать могил; одиннадцать покойников воззвал я от сна вечного».
Просьба ученого, особенно иностранца, намеки знатного родственника, человека значительного, о нуждах своих, искушение казаться тем, чем она в самом деле не была, прославиться высокими свойствами души, которых она не имела, развязывали ее кошелек, закрывая ей глаза насчет домашних обстоятельств. У себя со своими она была деспот настоящий: Япокрывало и
собственные ее пользы, и благо вверенных ей Провидением
крестьян. О состоянии последних патриотка не хотела знать.